«Сероводородная голова»

Siarhei Besarab
4 min readApr 6, 2022

В круговерти событий последнего месяца многие читатели наверняка уже забыли про ХИМ/ДИЧЬ (см. Положение об учреждении химической АНТИпремии). Вы забыли, а я помню, и как обещал, указываю на перспективных номинантов.

На сей раз этого почетного права удостаивается губернатор Курской области Роман Старовойт. Гражданин кандидат наук (диссертация по теме «Инновационная методика подготовки спортсменов в зимнем полиатлоне») 29 марта 2022 года во время прямой линии с жителям Курской области предложил следующее:

<…> Люди в целях экономии врезаются в систему центрального отопления, чтобы забирать горячую воду для личных нужд. Ванну принимают, душ, посуду моют. Часто, как и в этом случае, используют горячую воду для подготовки кормов животных на приусадебном хозяйстве. <…> Надо принимать какие-то меры. Воду с краской…Хотя люди и с краской ванны принимают. Сделать с запахом сероводорода, чтобы воняло на всю Ивановскую <…>

Зная как быстро и бездумно исполнители бросаются исполнять приказы хотелось бы сделать пару замечаний от LAB-66. Тем более что сероводород — это не то вещество, которым нужно искусственно осложнять жизнь людям. Его в окружающей среде хватает с лихвой.

Сероводород — это неорганическое соединение серы, легковоспламеняющийся, крайне ядовитый газ. Тяжелее воздуха, может перемещаться по поверхности земли. Способен корродировать многие металлы и повреждать некоторые пластики.

В природе сероводород встречается повсеместно. Помимо природных источников сернистого газа, к которым относятся болота (в которых сероводород образуется в результате анаэробного разложения органических веществ) и даже гниющие листья в лесах и парках, часть глобального выброса сероводорода связана с антропогенной деятельностью. К искусственным источникам этого газа относятся добыча и нефтепереработка, коксовые печи, бумажные фабрики (с использованием крафт-процесса), кожевенные заводы, канализация (включая очистные сооружения сточных вод), свалки.

По своим токсическим свойствам напоминает цианистый водород, или угарный газ. В организме человека он легко проникает сквозь клеточные мембраны, связывается с железом в цитохроме и блокирует клеточное дыхание. Первой страдает нервная система. Систематическое пребывание в атмосфере сероводорода вызывает чихание и кашель, общую слабость, головную боль, тошноту, головокружение и бессонницу. При концентрации газа 700 мг/м3 у человека начинаются судороги и он теряет сознание, а при 1000 мг/м3 умирает в течение нескольких минут.

Поэтому и нередки смертельные случаи отравления сероводородом при очистке выгребных ям, в которых воздух содержит до 8% сероводорода, тогда как для смертельного отравления достаточно при продолжительном вдыхании даже 0,1–0,15% этого газа в воздухе (возможен отложенный летальный исход).

Значительно чаще, однако, встречается хроническое отравление сероводородом у рабочих газовых, каучуковых, клеевых, ультрамариновых и других химических заводов, на которых технологические процессы сопровождаются выделением или применением сероводорода, а также у тех, кто живет рядом с такими предприятиями.

Что же делать, если вдруг удумают очередное непотребство подобные мэру Курской области недохимики или какие-нибудь недоэкологи на предприятиях “сероводородной промышленности” ?

Во-первых, конечно следует этот газ детектировать. Ошибочно считать, что раз “запах тухлых яиц”, то спутать ни с чем не возможно. Резкий тошнотворный запах сероводорода достаточно быстро притупляет обоняние, вызывая временный приступ аносмии. Для паралича обонятельного нерва достаточно нескольких вдохов воздуха с концентрацией сероводорода 100–150 ppm. Потом начинает казаться что запах исчез и носит такой обман чувств летальный характер. Практика показывает, что если вы хоть немного чувствуете запах сероводорода значит уже можно фиксировать превышение ПДК.

В качестве экспресс-индикатора на H₂S может служить бумага, пропитанная ацетатом свинца (“свинцовый сахар”) которая чернеет из-за образования черного сульфида свинца (II). Чернеют в присутствии H₂S и другие металлы. Например во влажном воздухе в присутствии даже малейших следов двухвалентной серы (сероводород, тиосульфаты, резина) на серебряных изделиях возникает налет малорастворимого сульфида серебра Ag₂S, обусловливающего их потемнение.

Т.е. начищенная до блеска медная монета или серебряное изделие вполне может выступать в качестве простейшего датчика. Для тех кто любит arduino, сообщаю — электрохимический датчик на сероводород у китайца называется MQ136.

Определили? Теперь как избавится. Самый простой вариант — это если источником сероводорода является вода (например, украденная у г-на Романа Старовойта). Сероводород из воды можно убрать аэрацией (борбатирование воздуха через слой воды). Либо же обработкой гипохлоритом натрия (“Белизна”). В сточных водах H₂S вообще связывают добавлением кальциевой селитры.

Хуже дело обстоит, если вы столкнулись с промышленным выбросом. В таком случае лучший способ избежать сероводородного отравления — это покинуть район выброса. Если такой возможности нет, то нужно закрыться в квартире, заклеить по периметру окна, закрыть вентиляцию, отключить кондиционер и плотно подоткнуть двери свернутой тканью.

Для защиты дыхания от сероводорода (а также оксидов серы и прочих кислых газов и паров) используются фильтры типа E (желтая полоска). Например популярный картридж 3M 6057 от H₂S защитит, ибо A1B1E1. Будет работать и универсальный 3M 6059 (ABEK1). Cтарые советские патроны имели маркировку КД (серая полоса). Импровизированные тканевые повязки в случае сероводорода бесполезны. В теории возможно и самостоятельно изготовление фильтров поглотителей по ранее описанной методике. В качестве носителя можно использовать активированный уголь, каолин, шамот и другие подходящие материалы с размерами частиц 1–1,5 мм.

Ну и в конце на всякий случай пару слов про антидотную терапия при отравлениях H₂S. Она идентична антидотной терапии при отравлении другими “дыхательными ядами” — это вдыхание амилнитрита (“попперсы”), инъекции нитрита натрия и/или ингаляция чистого кислорода (~cвежий воздух).

На этом все. С пожеланиями отсутствия сероводорода в окружающем воздухе, всегда Ваша:

--

--

Siarhei Besarab

SIARHEI BESARAB — Independent Scientist in Surface&Interface Chemistry · Researcher | Science Journalist · Writer | Futurist | about.me/steanlab