Погружение в глубины солдатской аптечки. РФ против UA

Siarhei Besarab
8 min readMay 2, 2022

И взвыли дико Интернеты

…когда увидели сравнение аптечки солдата армии РФ (обведено на картинке красной рамкой — верхняя позиция) и аптечки солдата ВСУ (нижняя позиция на картинке обведенной красной рамкой). Высказались по этому поводу уже наверное все кто мог и кто не мог. Теперь и я напишу свое фармацевтическое мнение.

Сразу отмечу, что фотография не фейковая. Аптечки в такой комплектации действительно используются в армии РФ. Говорит в пользу этого и их обилие на различных российских барахолках, вроде avito (типичное объявление обведено зеленой рамкой на картинке). Кое-что проскакивает даже на беларуских барахолках.

В конфигурации “как изначально задумывалось” эта аптечка называлась АППИ (Аптечка Первой Помощи Индивидуальная) и должна была комплектовать комплекс Ратник (обведено синими рамками). Тот самый идеализированный комплекс, в который (на рекламных брошюрках) входит и один из моих любимых противогазов ПМК-4.

ПМК-4 на Росгвардии. Так это виделось из 2019 года

На деле же оказалось, что противогаз этот видел хорошо если один из тысячи солдат. А всем остальным приходится довольствоваться советскими ГП-7 (в лучшем случае).

Абсолютно такая же ситуация и с настоящей — АППИ — аптечкой. Видели ее наверное только фотографы, которые готовили выставочный стенд.

Второе, о чем хотелось бы сказать, это то, что несмотря на кубометры грязи, которые вылиты различными журналистами и комментаторами на российскую аптечку, я ее поддержу, даже в минимальной комплектации. Поддержу, ибо в аптечке по-умолчанию присутствуют “водные таблетки”, те самые таблетки, которые @lab66 четыре года рекомендует как обязательный аксессуар при путешествиях, для туристов, для полевой водоподготовки.

“водные таблетки” АкваБриз

В украинской копии IFAK-аптечки (см. про комплектование) таблеток нет, возможно поэтому из блокадного Мариуполя очень часто было слышно про “проблемы с водой”. Я бы обязательно поместил “водные таблетки” в индивидуальный тактический набор.

UPD. Читатели дополняют, что у украинских бойцов “водные таблетки” все же имеются, но никакого отношения к аптечке они не имеют и хранятся в боковом кармашке чехла для фляги с водой. Проверить не могу, верим на слово.

У американских солдат подобные таблетки присутствуют еще со времен Второй мировой войны. Правда изначально в составе сухпайка шли таблетки «Halazone», с натриевой солью 4-[(дихлорамино)сульфонил]бензойной кислоты. А потом это вещество вытеснил дихлоризоцианурат натрия (тот самый, что используется в российских таблетках). Американский вариант отличается быстрорастворимостью, источник хлора спрессован с адипиновой кислотой и содой. Про полевые обеззараживатели я ранее писал в своей статье на Хабре.

Далее все рассуждения не касательно минимальной версии с картинки, которую разбирают все кому не лень, а относительно “сферической АППИ в вакууме”, которую демонстрируют на выставках.

Если бы из этой аптечки не было украдено на откаты все что можно украсть, то оранжевый футляр (копия всем знакомой аптечки АИ-2/АИ-4) очень серьезно бы повысил шансы солдата на выживание. Посудите сами. В комплект входят: 1)промедол (шприц-тюбик), 2)пеликсим (шприц-тюбик), 3) ондансетрон (10 таблеток), 4) препарат Б-190 (10 таблеток), 5) доксициклин (10 таблеток) 6) спиртовая 5% настойка йода (пузырек).

Состав индивидуальной аптечки из АППИ

Что это все значит? А то, что аптечка за счет промедола позволит не умереть солдату от болевого шока (украинская — позволит) и как минимум, за счет пеликсима, поможет восстановиться после зарина (украинская — не поможет, поэтому нужно просить волонтеров слать атропин или что-то из препаратов, описанных в “антиЗАРИН заметке”).

Напомню что бывают два типа антидотов на фосфорные нервно-паралитические токсины — это блокираторы холинорецепторов (холинолитики) и восстановители активности холинэстеразы (реактиваторы). К первой группе относится например апрофен (тарен), атропин (сульфат), галантамин, пиридостигмин. Ко второй группе антидотов (реактиваторам) относятся оксимы — дипироксим (аллоксим),будаксим, пралидоксим, изонитрозин. Сюда же попадает и упомянутый ранее Пеликсим, тоже являющийся веществом из группы оксимов.

Йодную настойку можно использовать для йодной профилактики при аварии с выбросом радиоактивного йода. Доксициклин — препарат выбора при укусе боррелиозного клеща в лесу, препарат выбора при вспышке чумы.

Ну и конечно же есть “ссср-солдатико-плацебо”, препараты которые должны позволить солдату выполнить свою задачу несмотря на ЯО. Это конечно не амфетамин, как у солдат Вермахта, но тоже кое-что. Ондансетрон, например, “радиационное” противорвотное.

Ондансетрон — противорвотное средство центрального действия, избирательный дезактиватор серотониновых рецепторов. Используется главным образом для подавления тошноты и рвоты, возникающих вследствие химиотерапии. Препарат снижает активность блуждающего нерва и блокирует рецепторы триггерной зоны мозга, отвечающей за тошноту. Т.к. ондансетрон не связывается с дофаминовыми рецепторами, то он бесполезен при морской болезни и укачивании. Входит в российский перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Устаревший давным-давно препарат Б-190 — радиационный протектор.

Принцип действия радиопротекторов основан на их сосудосуживающих свойствах. Препарат Б-190, и пришедший ему на замену индралин — производное имидазола, активатор т.н. а-адренореактивных (реагирующих на адреналин) структур организма. а-адренорецепторы находятся в основном в мелких артериях, стимуляция препаратом приводит к спазму артерй, повышению давления, снижению сосудистой проницаемости (~ к уменьшению воспаления). Продолжительность действия радиопротектора — около 1 ч. Чтобы понять, как это действует — представьте себе нафтизин (популярный препарат против насморка). Применение радиопротекторов при кратковременном облучении в дозах менее 1 Гр нецелесообразно,из-за отсутствия значимого противолучевого эффекта.

Подробно про бессмысленность радиопротекторов я уже писал на Хабре (ссылка).

Единственный явный “вырвиглаз” в идеализированной АППИ — это резиновый жгут Эсмарха. Про “убийственную прелесть” этого тупого куска резины не писал только ленивый. Я не ленивый, напишу, почему это поделие очень не люблю:

  1. От жары и холода (перепады температур) напрочь выходит из строя. И рвется чаще всего по отверстиям. Да и дубеет на холоде
  2. Проскальзывает в мокром виде
  3. Нельзя накладывать на голую кожу, нужно обязательно что-то подкладывать. Траматичный, неправильное использование увеличивает вероятность потери конечности
  4. Наложить с использованием одной руки почти что невозможно, особенно человеку без опыта.

Но вот несмотря на все недостатки, этот пережиток все так же продолжает всплывать то в аптечках автолюбителей, то в аптечках солдат. Честное слово кроме очередной теории заговора ничего в голову не приходит.

Жгут Эсмарха

Это притом что и в РФ, и даже в РБ достаточно давно был налажен выпуск неплохих атравматичных жгутов. В Минске еще в 2019 году “турникет” можно было без проблем купить в фирмаге ОАО “Лента”. Тяжеловат, но надежен и кстати…хорош. Используется в штатном оснащении беларуских МЧС.

Жгут “турникетного типа” от ОАО Лента

Почему же вдруг всплыл советский жгут? Возможно, имел место откат-с, других причин не вижу.

Кстати именно беларуское ОАО “Лента” еще и единственное в Беларуси предприятие, которое выпускало и ППИ — пакеты перевязочные индивидуальные с двумя подушечками:

ППИ от ОАО Лента

Стоит такой пакет недорого (порядка 3$). Во время событий 2020 года у некоторых предусмотрительных “гражданских тактических медиков” были замечены. По отзывам отработали ППИ очень неплохо.

В аптечке армии РФ используется т.н. пакет перевязочный индивидуальный, который по сути все те же две подушечки из марли на рулоне бинта.

В IFAK аптечках же сегодня в роли ППИ используется т.н. “израильский бандаж”, или Emergency Bandage FCP — стерильная компрессионная повязка с впитывающей подушкой, пришитой к одному из ее концов.

FCP

В этих ППИ все прекрасно, вот просто “сделано для людей”. И эластичный бинт и подушечка и фиксирующий зажим. Но кардинальных отличий с упомянутыми ранее “марля-подушка-бинт” я бы не делал, все зависит от умения применяющего. Но имхо конечно удобство применения сравнивать тяжело, после FCP на советские пережитки смотреть не хочется.

Плюс в IFAK-аптечках активно используется различный тампонажный материал (для закрытия раны). Чаще всего это прессованные бинты вроде North American Rescue (NAR) Compressed Gauze. Российским же солдатам приходится рассчитывать только на одно ранение, а там уж как бог даст…

По поводу кровоостанавливающих гемостатиков. Напомню, что это препараты, которые примерно в два-три раза ускоряют свертывание крови в ране.

В случае идеальной АППИ — присутствует препарат ГЕМОСТОП от “Фармзащита”. Создан на базе цеолитов А и Х.

Почти что классический вариант сегодня во всех IFAK-ах — это гемостатики на основе хитозана (ChitoSAM 100, Hemcom или известный Celox Z-Fold). Отмечу, что изначально и НАТО-ские солдаты использовали цеолитные гемостатики QuikClot (аналогичные Гемостоп) но. Но во время испытаний такие порошковые средства не слишком хорошо себя показали.

Во-первых, нужно очень тщательно следить за целостностью упаковки. При появлении даже небольших отверстий цеолиты начинают впитывать влагу из воздуха и теряют эффективность.

Во-вторых, цеолиты в ране разогревались (“ощущение как будто рану заваривают паяльником”). Плюс, при применении порошкового гемостатика в течении максимум 8–10 часов необходима чистка раны. Плохо очищенная от остатков порошка рана начинает нагнаиваться с самыми тяжелыми последствиями, вплоть до гангрены. Также частицы цеолитов могут попадать в кровь и закупоривать сосуды там где это не нужно.

Ну и в-третьих, во-время боевых испытаний порошковых гемостатиков солдаты часто получали ожоги лица, глаз и верхних дыхательных путей, пытаясь помочь раненному товарищу. Для того, чтобы открыть пакет, надо разорвать его двумя руками. Во время боя это сделать сложно, поэтому бойцы впопыхах хватали пакет в одну руку и рвали его зубами. В итоге цеолит оказывалался на потном лице, в глазах, в носу и во рту “медика”, а то и пострадавшего…

Учитывая все выше сказанное, весь цивилизованный мир от порошковых цеолитов отказался и перешли на хитозановые гемостатики, гемостатические бинты и проч. Медики российской армии по поводу потери конечностей солдат видимо особенно не переживают, а порошок легче производить и фасовать…

А теперь давайте серьезно. Нынешние аптечки солдат ВСУ — это общепринятый стандарт, притом не только у бойцов, но и у многих туристов. Выверенные, отлично себя зарекомендовавшие, их постоянно не хватает, поэтому волонтеры работают не покладая рук. А аптечка АППИ — это некая массовая, крайне неудачная из-за тотальной коррупции, попытка цепляться за советское прошлое. Идея неплоха, фактическая реализация в условиях боевых действий — показательно отвратительна. Так что сравнивать нужно не аптечки, сравнивать нужно “cолдата, про которого заботится весь мир” и “солдата, который брошен вообще всеми”. С такой позиции вопросов не возникает, хорошо что в подсумке вообще не листья подорожника…

--

--

Siarhei Besarab
Siarhei Besarab

Written by Siarhei Besarab

SIARHEI BESARAB — Independent Scientist in Surface&Interface Chemistry · Researcher | Science Journalist · Writer | Futurist | about.me/steanlab